Краткая история развития аргентинского танго в мире.

Не претендуя на полноту и достоверность, расскажем историю возникновения этого удивительного танца по материалам, размещенным в интернете, прочитанным из книг и услышанных легенд из уст различных аргентинских, и не только, маэстрос.

Начнем традиционно - точная дата рождения неизвестна, по некоторым данным - 1850 - 1870 гг. Место рождения неизвестно, но можно предположить, что им является Буэнос-Айрес, столица нынешней Аргентины. Однако пальму первенства оспаривает Монтевидео - столица Уругвая, находящаяся в 500 км от Буэнос-Айрес, и расположенная так же на побережье устья реки Рио де Ла Плата. Итак в чем интрига? Первое произведение, полностью написанное в "канонах" аргентинского танго - "Mi noche triste" ("Моя печальная ночь) 1925 г., было написано уругвайским композитором, на слова уругвайского поэта, для уругвайской певицы. Наиболее известное произведение "La cumparcita" 1916 г., автор Матеос Родригес был студентом (или кадетом) высшего учебного заведения Монтевидео. В одном из заведений Монтевидео, он и его друзья показали первый куплет песни (марша для выпускного парада курсантов), знаменитому, уже в то время композитору и руководителю оркестра, Роберто Фирпо, который и дописал вторую часть произведения, а третью просто скопировал с "Трубодура" Дж. Верди. Наиболее часто в начале "истории" аргентинского танго, оно писалось для танцевального выступления уругвайских танцовщиц. Так почему же все-таки аргентинское танго? Ответ - Аргентина просто была богаче, поэтому как губка впитывала все самое прибыльное со всех окрестностей.

Почему именно Аргентина стала родиной танго. Были исторические предпосылки для возникновения данного культурного феномена:

  • Аргентина, в то время, стала Меккой для эмигрантов со всего мира. За пятьдесят лет в Аргентину приехало около 3 миллионов эмигрантов из Европы, Азии и Африки. И смешение культур вызвало тот культурный котел, который "переварил" и "родил" новый танец.
  • Аргентина, и до появления танго, была очень танцевальной страной. Все новомодные европейские танцы, появлялись в столице Аргентины так скоро, как только суда с новым танцем достигали портов Аргентины.
  • Памятник бандонеонуПоявился новый инструмент бандонеон (походный орган, созданный в Германии для армейских капеланов), и его голос стал голосом миллионов эмигрантов, тоскующих по своей родине.
  • И конечно же бедность эмигрантов, заставившая людей искать любые способы заработать деньги. И сочинение танго - не самая ужасная работа.

Кто же был носителями этого танца в самом начале его истории? Это были свободные гаучо - аргентинские ковбои, вернувшиеся из пампы - лесостепной части Аргентины, в города, с неизменной гитарой, и песнями настолько едкими, что часто посиделки заканчивались поножовщиной. Это прожигатели жизни - воры, картежники, шулеры, игроки на бегах, сутенеры и их спутницы далеко не благородного происхождения. Это матросы, солдаты и прочий припортовый люд, прожигающий ночи в кабаках, после тяжелого дня.

Поэтому аристократические семьи, семьи интеллигентов и семьи рабочих как огня боялись, что их дети попадут в этот ад через аргентинское танго. Но и столь звучного названия у этого танца не было, зачастую произведение называли "musica tipico", что сейчас можно перевести как простонародная, местная или фольклорная. Что вызвало охлаждение "достопочтенной" публики к этому жанру уже к 1912 г.. И только ре-эмиграция танго в Аргентину из Европы вернуло к танго интерес аристократии.  Первоначально вывезенный аристократической аргентинской молодежью, поехавшей учиться в Европу, танец вызвал бурю восторгов и не меньшую бурю негодования. Но после признания Папой Римским,  он возвращается на родину как европейский танец и быстро завоевывает признание в аристократических кругах.

"Золотой век танго" - произведения, написанные с 1933 по 1956 гг, это вклад аргентинской культуры в мировую, который в 2002 году был оценен UNESCO - как всемирное культурное наследие. Всего было написано около 15 тысяч произведений.

Музыкальная культура аргентинского танго делится на две большие и равнозначные части: песенную и танцевальную. И каждая часть имеет великие имена: Карлос Гардель, Франсиско Канаро, Астор Пьяцолла и многие, многие, многие.

И если "отцом" являлся Буэнос Айрес, то "матерью" можно считать  - Хабанеру (танец или песню из Гаваны). Песня рожденная в Гаване выходцами из Испании, вернулась в Андалузию в виде танца, исполнительницами которого были женщины. Исполнялся данный танцевальный номер в постановках испанских странствующих театров - "Суэрте". Театрами и завезенный в Аргентину, он, в следствии отсутствия женщин, поменял "пол" - стал мужским.

Мировые танцовщики внесли существенный вклад в развитие танца. Рудольфо Валентино, 1925 г., показал как можно поворачиваться в паре, что дальше получило название Giro (Хиро - поворот). Он же показал, что можно танцевать в параллельной системе, до этого танцевали только в перекрестной.

Конечно же аргентинское танго было коммерческим проектом, конечно же была жуткая конкуренция между авторами текстов, композиторами и исполнителями. Так известен факт, что когда Juan D'Arienzo (Хуан Дарьенцо композитор и дирижер одного из "четырех больших оркестров") выставил одну вакансию бандеониста в его оркестре, конкурс был 5000 (ПЯТЬ ТЫСЯЧ) человек на одно место. Очередная ли это легенда, или это было в действительности, нам не очень важно. Важно то, что танго было любимым, хотя и не очень благородным, детящем народа Аргентины.

Все изменилось в 1940 г. Выделилось одно направление получившее название Tango Salon. Выделение это было не первым и не последним. Естественно, что каждый район Буэнос-Айреса, других городов и поселков Аргентины утверждали, что именно они показывают истинное, аутентичное, танго от истоков. И каждый из них по своему прав, аргентинское танго - это плод культуры всех народов и народностей которые проживали в Аргентине в то время.

Но вернемся к Tango Salon, это не столько стиль танцевания, сколь разделение танцующих по уровню достатка: на тех кто танцевал в помещениях (в салоне) и на тех кто танцевал, где была такая возможность, а чаще всего просто на улице. С коммерческой точки зрения, данное выделение понятно - попытка привлечь более состоятельную публику, способную заплатить за более дорогие услуги. В противоположность им обособилось Tango Milongero, как технически более простой танец, менее требовательный к объему танцевального пространства и качеству танцевального пола. И наконец последнее выделение Tango Nuevo или Tango Escenario (а также танго шоу, фристайл и т.д.). Этот вид исполнения выделился тогда, когда в танго пришли профессиональные танцоры. Зачастую Tango Nuevo связывают с именем еще одного гениального аргентинского композитора Astor Piazzolla (Астор Пьяцолла). Но, как всегда, это только отчасти верно, Нуэво существовало задолго до Пьяцолла, послушайте Osvaldo Pugliese (Освальдо Пуглезе) и Вы, наверняка, согласитесь с нашим утверждением. А вот название вида танцевания закрепилось от названия оркестра Астора Пьяцоллла - "Nuevo tango oquestra de Buenos Aires", под музыку которого и стали выступать профессиональные танцоры с шоу программами.

Osvaldo-Zotto[1]Osvaldo Zotto (Освальдо Зотто) один из первых профессиональных танцоров, который стал показывать шоу, программы и целые спектакли, основываясь на истории и культуре Аргентины, и, естественно, с использование техники аргентинского танго, несомненно обогащенной техникой классического и бального танца. Он же начал пропагандировать обучение этому танцу и преподавал его сам. В тот момент времени аргентинское танго переживало очередной период упадка. В Аргентине правила хунта военных, танец был запрещен, молодое поколение танцевала новомодные североамериканские танцы. Танго было в глубоком подполье и в прямом, и переносном смысле. И только благодаря таким танцорам как Zotto, танец завоевал сначала всемирную известность, а потом возродился и в самой Аргентине.

И об аутентичности аргентинского танго. Любой аргентинец танцует аутентичное аргентинское танго, потому что, это танец рожденный его народом. Что же делать всем остальным, не аргентинцам - танцевать аргентинское танго, как танец вызванный сильными эмоциями при звучании мелодий Аргентины. Тогда это будет аутентичное исполнение неаргентинцем аргентинского танго.

Аргентинское танго живо только потому, что в его создании и развитии, кроме аргентинцев принимали участие представители многих народов. Каждый из которых внес свой вклад в развитие и обогащение этого танца.

Сайт с музыкой, композиторами и историей танго

ВВЕРХ